История о том, как из электроизмерительного прибора родилась электромузыка

2

Ярким весенним утром к особняку на Молчановке подкатил старенький легковой автомобиль.
— Едемте в Кремль,— сказал Николаев Термену.
Вместе с лаборантом Гришей Файном они погрузили аппаратуру, аккумуляторы. Кашляя и отчаянно скрипя на выбитом булыжнике, оставляя за собой струю сине­го дыма, автомобиль выехал на Поварскую.
В воротах Кремля Николаев предъявил часовому документы. Выгрузив аппаратуру, прошли с ней через пять или шесть холодных комнат и, наконец, оказались в небольшом узком зальце с длинным столом посредине.
— Совсем забыл вас предупредить,— сказал Термен, осмотревшись.— Для демонстрации необходимо фортепиано.
— Вот об этом я не подумал! На съезде вы обходились без аккомпанемента!
Николаев быстро вышел куда-то и вско­ре вернулся с молодой женщиной.
— Фотиева,— протянула она руку.— Владимир Ильич на заседании, просит извинить за то, что опаздывает. Быть может, мы порепетируем с вами? Я, знаете ли, давно не играла…
Пока устанавливали пианино в углу комнаты и поудобнее расставляли стулья, Термен с лаборантом на дальнем краю длинного стола подключал к металлической вазе — он сам выбрал ее и перенес с окна — еще один прибор, который решили показать Ленину в действии. Этот прибор предназначался для радиосигнализации — для совсем иных целей, чем терменвокс, но работа его была основана на том же принципе. Термен натолкнулся на этот принцип совершенно случайно, когда начал по поручению Абрама Федоровича Иоффе возиться с измерением, электрических свойств газов.

3 комментария на «История о том, как из электроизмерительного прибора родилась электромузыка»

  1. Терменвокс (тема указана в числе ваших интересов)

    В среду, 3 апреля 2013, в Москве, в 19:00 в Музее ГУЛАГа (http://www.gmig.ru) в рамках проекта «Живая среда» состоится лекция Сергея Зорина «Потомок альбигойцев или Человек-невидимка», посвященная судьбе русского физика-акустика Льва Сергеевича Термена. Он остался в памяти немногих, как изобретатель уникального музыкального инструмента терменвокса, на котором играют без прикосновений, но на его счету и множество других открытий и изобретений. Телевидение, телеосязание, передача информации через гравитационное поле, микроскоп времени, лазерный луч без лазера, исследование проблем долголетия и бессмертия – всем этим и многим другим занимался Лев Сергеевич Термен. Он встречался с В. Лениным, А. Эйнштейном и П. Капицей, С. Эйзенштейном и Л. Стоковским, А. Туполевым и С. Королевым, Чарли Чаплином и Бернардом Шоу и другими выдающимися людьми ХХ века. С лучшими оркестрами Лев Термен давал многочисленные концерты по всей Америке и Европе, в 97 лет он отправился в Голландию в центр электронной музыки Королевской консерватории Нидерландов. О нем писала мировая пресса и энциклопедии других стран, но ни строчки советская энциклопедия… Рассказ будет сопровождаться демонстрацией уникальных видео- и фотоматериалов, показывающих деятельность Термена. Программу ведет Сергей Зорин, сотрудничавший с Терменом более 20-ти лет. Желающие смогут после окончания рассказа попробовать сыграть на уникальном терменвоксе, созданном самим Терменом. Вход бесплатный. С моим комментарием опубликовано здесь http://verover.livejournal.com/270434.html

  2. Спасибо за возможность узнать чуть больше о замечательном человеке и гениальном учёном Льве Сергеевиче Термен.Такой незаурядной личностью, я думаю,Россия гордится.Несколько лет назад я специально посетила усадьбу в штате NY, где демонструют уник.муз.инструмент терминвок в действии. Такое впечатление,что звучит космос- зуки космоса сложились в мелодию и спустились на землю. Я это слышала!!!! Я глубоко убеждена, что Л.С.Термин и Николо Тесла учёные одного масштаба гениальности. Елизавета

Комментирование закрыто.