История о том, как из электроизмерительного прибора родилась электромузыка

12

Дипломные работы на физмехе нередко оказывались первоклассными научными исследованиями. Студент Кондратьев, например (ныне академик), положил начало новому этапу в изучении химических реакций, впервые применив для этой цели в своем дипломе масс-спектрометр. Оригинальными исследованиями были студенческие работы будущих академиков и профессоров Харитона, Курдюмова, Лейпунского, Гохберга, Шальникова и других. «Это была настоящая научно-исследовательская работа, совсем как у «больших». Как вырастал каждый из нас во время выполнения работы) — вспоминает профессор Я. Г. Дорфман. С какой гордостью несли мы на защиту свои «диссертации», как интересно было выслушивать настоящую научную критику и парировать удары оппонентов…»

В понедельник, 7 июня 1926 года, состоялась защита, необычная даже для физмеха. Распаренный от жары Лесной, а то время пригород Ленинграда. В Большую физическую аудиторию Политехнического института набилось человек двести. На окна опущены плотные шторы, но никто не ропщет на духоту.
Вспыхивает в темноте ярко-зеленый квадрат экрана, и аудитория взрывается аплодисментами: на экране движется человеческая рука. Поворачивается. Сгибает и разгибает пальцы. Потом ее место занимает игрушка — паяц забавно дергается, прыгает на шнурке. Все это напоминает кинематограф, хотя экран мерцает, а изображение не вполне четкое, размытое, в полосах. Но в зале хлопают: ведь и паяц и рука движутся в тот же самый момент за стеною — стена как бы стала прозрачной!

Да, прибор еще маломощен и хрупок, но разве совершенен был первый грозоотметчик Попова или кинетоскоп Эдисона?.. — вот о чем спрашивают себя свидетели этой защиты. Им назавтра вовсе не кажутся сильно преувеличенными восторги газетного репортера: «Практика радиодела и мощнейшая техника современных усилительных приборов в недалеком будущем возведут на терменовском фундаменте технический и бытовой переворот огромной и опьяняющей смелости!.. Важнейшие события, раз уловленные в отразительный прибор Термена, сделаются видимыми одновременно во всех концах земного шара». Имя Термена отныне входит в историю науки наравне с Поповым и Эдисоном — провозглашали газетчики двадцатых годов. Но..ю телевидение еще ходило в коротких штанишках, то было время его детства. При помощи системы с вращающимися дисками — с механическим способом развертки — оказалось невозможным получить достаточно четкое изображение. В несовершенных с сегодняшней точки зрения устройствах была выработана лишь принципиальная схема телевидения, в основном неизменная по сию пору. Роль Термена в пионерских этих работах оценил профессор Б. Л. Розинг, один из основоположников электронного телевидения. «В области электрической телескопии, основанной на механических процессах, благодаря экспериментальному таланту инженера Термена русская электротехника одержала частичную победу почти одновременно с иностранными экспериментаторами Бэрдом, Дженкинсом и другими»,— писал он. Если учесть, что Бэрд, например, показывал силуэты гипсовых фигур, так как его аппаратура требовала невыносимой для живого организма освещенности, то еще неизвестно, в чью пользу говорит это осторожное «почти».

Однако до предсказанного «переворота опьяняющей смелости» новому средству человеческого общения предстоял еще долгий и трудный путь. А «инженер-музыкант» Термен вскоре оставил это свое увлечение, хота в том же 1926 году публичная демонстрация установки Термена 5-му съезду физиков в Москве прошла с неменьшим успехом, чем при защите диплома. Снова были овации, и снова имя Термена замелькало в печати.

Что ж, допустим, для самого Термена установка «дальновидения», которую он сделал, была не более, чем эффектной игрушкой… Но она увлекла не одну горячую голову. Едва ли можно объяснить случайностью, что идею совершившего революцию в телевидении иконоскопа предложил через несколько лет (в 1930 году) не кто иной, как «правая рука» Термена Алексаандр Павлович Константинов.

Нет смысла гадать, каким был бы вклад Термена в дальнейшее развитие телевидения, если бы он не бросил им заниматься. После дипломной «игрушки» Термен успел соорудить лишь портативную «передвижку», по тем временам впоше пригодную для репортерских, а более для военным целей. «Отправительный прибор» умещался на обычной треноге, как фотоаппарат, и таи яке работал при дневном свете. Для пробы прибор установили во дворе здания РККА у Арбатской площади, а приемник поместили в здании, рядом с кабинетом наркома. После того, как в течение нескольких дней
установку наблюдали военные авторитеты, решено было принять аппаратуру для Красной Армии, а нарком Ворошилов приказал выдать изобретателю премию. А затем… затем музыкант снова одерживает верх над физиком.

3 комментария на «История о том, как из электроизмерительного прибора родилась электромузыка»

  1. Терменвокс (тема указана в числе ваших интересов)

    В среду, 3 апреля 2013, в Москве, в 19:00 в Музее ГУЛАГа (http://www.gmig.ru) в рамках проекта «Живая среда» состоится лекция Сергея Зорина «Потомок альбигойцев или Человек-невидимка», посвященная судьбе русского физика-акустика Льва Сергеевича Термена. Он остался в памяти немногих, как изобретатель уникального музыкального инструмента терменвокса, на котором играют без прикосновений, но на его счету и множество других открытий и изобретений. Телевидение, телеосязание, передача информации через гравитационное поле, микроскоп времени, лазерный луч без лазера, исследование проблем долголетия и бессмертия – всем этим и многим другим занимался Лев Сергеевич Термен. Он встречался с В. Лениным, А. Эйнштейном и П. Капицей, С. Эйзенштейном и Л. Стоковским, А. Туполевым и С. Королевым, Чарли Чаплином и Бернардом Шоу и другими выдающимися людьми ХХ века. С лучшими оркестрами Лев Термен давал многочисленные концерты по всей Америке и Европе, в 97 лет он отправился в Голландию в центр электронной музыки Королевской консерватории Нидерландов. О нем писала мировая пресса и энциклопедии других стран, но ни строчки советская энциклопедия… Рассказ будет сопровождаться демонстрацией уникальных видео- и фотоматериалов, показывающих деятельность Термена. Программу ведет Сергей Зорин, сотрудничавший с Терменом более 20-ти лет. Желающие смогут после окончания рассказа попробовать сыграть на уникальном терменвоксе, созданном самим Терменом. Вход бесплатный. С моим комментарием опубликовано здесь http://verover.livejournal.com/270434.html

  2. Спасибо за возможность узнать чуть больше о замечательном человеке и гениальном учёном Льве Сергеевиче Термен.Такой незаурядной личностью, я думаю,Россия гордится.Несколько лет назад я специально посетила усадьбу в штате NY, где демонструют уник.муз.инструмент терминвок в действии. Такое впечатление,что звучит космос- зуки космоса сложились в мелодию и спустились на землю. Я это слышала!!!! Я глубоко убеждена, что Л.С.Термин и Николо Тесла учёные одного масштаба гениальности. Елизавета

Комментирование закрыто.