История о том, как из электроизмерительного прибора родилась электромузыка

7

Много лет спустя Термен узнал, что после его «концерта» Ленин написал письмо, в котором упоминал о сигнализации системы Термена. Тогда же ему предложили сделать сигнализацию в Гохране — так называлось государственное хранилище реквизированных церковных ценностей.

Длинные столы в просторных залах здания Гохрана на Никольской улице в Москве были заставлены золотыми и серебряными чашами, блюдами, лампадами и кадилами. Желтовато поблескивали золотые и позлащенные ризы с икон, архиерейские митры, кресты напрестольные и наперсные с цепями и без оных. Переливались жемчужным шитьем ризы священников. Отсвечивали зеленью и чернью серебряные крышки от евангелий. В стороне грудились раки — серебряные сундуки для мощей. Все это должно было превратиться в пуды, в сотни, тысячи пудов хлебз, о котором мечтало пухнущее с голоду Поволжье — от Нижнего до Царицына. А покамест для охраны этого возвращенного народу богатства над столами натянули проволоки антенн, и петроградский физик Термен подсоединил их к прибору-сторожу…

В Петрограде Термен установил свои сигнальные приборы в Скифском отделе Эрмитажа. Старик швейцар, величественный и неосведомленный, как скиф, усомнился в этой затее. Старику не верилось, что какие-то проволочки смогут лучше него справляться с охраной. Как того человека в Кремле, который крался к вазе, обмотав руку шарфом, швейцара мог убедить лишь опыт. Скифский отдел расположен был на втором этаже, окнами на Миллионную улицу. Бородатый старик в расшитой галунами ливрее не поленился — полез в окно. Зазвенел звонок. Тогда старик поверил.

Это были, так сказать, испытательные установки, пока к Рентгеновскому институту не обратился с просьбой Госбанк.

3 комментария на «История о том, как из электроизмерительного прибора родилась электромузыка»

  1. Терменвокс (тема указана в числе ваших интересов)

    В среду, 3 апреля 2013, в Москве, в 19:00 в Музее ГУЛАГа (http://www.gmig.ru) в рамках проекта «Живая среда» состоится лекция Сергея Зорина «Потомок альбигойцев или Человек-невидимка», посвященная судьбе русского физика-акустика Льва Сергеевича Термена. Он остался в памяти немногих, как изобретатель уникального музыкального инструмента терменвокса, на котором играют без прикосновений, но на его счету и множество других открытий и изобретений. Телевидение, телеосязание, передача информации через гравитационное поле, микроскоп времени, лазерный луч без лазера, исследование проблем долголетия и бессмертия – всем этим и многим другим занимался Лев Сергеевич Термен. Он встречался с В. Лениным, А. Эйнштейном и П. Капицей, С. Эйзенштейном и Л. Стоковским, А. Туполевым и С. Королевым, Чарли Чаплином и Бернардом Шоу и другими выдающимися людьми ХХ века. С лучшими оркестрами Лев Термен давал многочисленные концерты по всей Америке и Европе, в 97 лет он отправился в Голландию в центр электронной музыки Королевской консерватории Нидерландов. О нем писала мировая пресса и энциклопедии других стран, но ни строчки советская энциклопедия… Рассказ будет сопровождаться демонстрацией уникальных видео- и фотоматериалов, показывающих деятельность Термена. Программу ведет Сергей Зорин, сотрудничавший с Терменом более 20-ти лет. Желающие смогут после окончания рассказа попробовать сыграть на уникальном терменвоксе, созданном самим Терменом. Вход бесплатный. С моим комментарием опубликовано здесь http://verover.livejournal.com/270434.html

  2. Спасибо за возможность узнать чуть больше о замечательном человеке и гениальном учёном Льве Сергеевиче Термен.Такой незаурядной личностью, я думаю,Россия гордится.Несколько лет назад я специально посетила усадьбу в штате NY, где демонструют уник.муз.инструмент терминвок в действии. Такое впечатление,что звучит космос- зуки космоса сложились в мелодию и спустились на землю. Я это слышала!!!! Я глубоко убеждена, что Л.С.Термин и Николо Тесла учёные одного масштаба гениальности. Елизавета

Комментирование закрыто.